Сегодня поделюсь упрощенным вариантом расчета рыночной цены квартиры. Авторство полноценного расчета принадлежит - Валерию Кондакову.
Посмотрим на процесс покупки квартиры глазами клиента. Человек делает десятки сравнений квартир. Предположим, что при выборе он формирует понимание, сколько он готов доплачивать в рублях за дополнительный метр, этаж, вид.
Поскольку природа этого выбора основана на сравнении, в модели мы идем по такому же пути. Т.е. не пытаемся вычислить стоимость квартиры сразу, а учимся считать сколько люди доплачивают за разницу.
______________ 1 этап _________________
Допустим, было продано 4 квартиры А, Б, В, Г. Значит мы сделаем 6 возможных пар АБ, АВ, АГ, БВ, БГ, ВГ и для каждой из них посчитаем разницу в характеристиках и разницу в цене. На языке математики это система линейных уравнений с N неизвестных, которая успешно решается. Ее результат будет к примеру такой для 1кк:
- за 1м2 клиент доплачивает 1%;
- за вид во двор против вида на улицу - 1.5%;
- за этаж - 0.4%;
- за месяц разницы по дате заселения - 0.8%.
Секретный ингредиент состоит в том, чтобы сравнивать квартиры, среди которых мог выбирать клиент.
В отличии от похожих поправок, рассчитываемых на старте продаж, реальные поправки, за которые голосует покупатель в каждом корпусе, отличаются и со временем меняются.
______________ 2 этап __________________
Зная поправки в рублях и реальные сделки, делается пересчет в рыночные цены. То есть те цены, за которые люди голосовали прошлыми сделками.
Далее чистим расчет от специфических сделок, когда клиенту удалось найти и купить квартиру ниже рыночной. Такие кейсы ясно видны, если сопоставить рыночную и прайсовую стоимость на одном графике.
______________ 3 этап _________________
Осталось упаковать в удобный график, таблицу. Например, как на графике ниже: прямая наклонная линия - линия равенства рыночной цены (рекомендованной) и цены прайса. То, что выше неё - продано по цене ниже рыночной. То что ниже неё - продано пытается продаться по цене выше рыночной.
______________ Выводы _________________
Расчет поправок на основе истории продаж - объективная обратная связь, за что голосует покупатель.
Эти поправки по каждому проекту свои и меняются со временем - успевайте это посчитать и среагировать.
Знание рыночной цены - фундамент для принятия решения, какой прайс выставить под текущий план продаж.